Литургическая археология: почти 60 лет спустя

Статья протоиерея Александра Сорокина в журнале «Вода живая» № 9 за 2023 год.

Совсем недавно в распоряжении редакции «Воды живой» оказался ценнейший аудиоматериал, имеющий прямое отношение к эпохе митрополита Никодима, причем к её начальному периоду ― первым годам управления владыкой Ленинградской епархией, когда он титуловался Ленинградским и Ладожским (позднее второй частью титула стало «Новгородский»). Это магнитофонные записи богослужений в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во второй половине 1960-х годов.

В оцифрованном виде аудиозаписи опубликованы на ютуб-канале «Митрополит Никодим: литургическое наследие». Их подробное описание:

Лавры как таковой (то есть монашеской обители) тогда и в помине не было: в официальных документах или, например, на страницах «Журнала Московской Патриархии» можно прочесть «б. Александро-Невская лавра», где «б.» означало «бывшая» (или, может быть, «будущая»?!). Знаменитый собор был открыт в 1957 году после более чем 20-летнего перерыва (храм закрыли в 1934 году) и действовал как один из немногих приходских храмов города.

Митрополит Никодим и протодиакон Андрей Мазур в Свято-Троицком соборе. Из фотоархива протоиерея Виктора Путятицкого

Достоин отдельного упоминания один нестандартный, даже парадоксальный ход, на который решился митрополит Никодим в 1967 году: настоятель Троицкого собора, то есть приходского храма, стал именоваться наместником, как приличествует главной монашеской обители епархии. И это несмотря на отсутствие монастыря и монашеской жизни, а также на то, что все такие наместники вплоть до возрождения Лавры в 1997 году были из белого духовенства.

Наряду с кафедральным Николо-Богоявленским, Спасо-Преображенским и Князь-Владимирским, Троицкий собор вплоть до начала 1990-х годов составлял четверку главных храмов города, где проходили основные церковные праздничные торжества и пели лучшие хоры. В первую очередь это касалось кафедрального собора и Троицкого собора «б. лавры». Здесь любил служить и митрополит Никодим. Здесь совершались архиерейские хиротонии, принимались высокие зарубежные гости, в том числе предстоятели Поместных Православных Церквей, сюда всегда стекалось множество православного люда со всего города.

Аудиозаписи делал Павел Герасимов (1930–2002), в 1967 году рукоположенный во диакона, а в 1987-м удостоенный сана протодиакона. Отец Павел многие годы управлял смешанным хором Троицкого собора — это было его главным церковным служением в течение многих лет, с 1958 по 1992 годы. Он же, по благословению владыки Никодима, основал и хор духовенства Ленинградской митрополии, продолжателем которого является нынешний хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова, однофамильца отца Павла.

Обложка журнала «Вода живая» № 9 за 2023 год

На обложке этого номера слева, в подряснике, — отец Павел, стоящий лицом к владыке Никодиму. Правда, смотрит он на своих двух старших сыновей (Сергея и Андрея — ныне, соответственно, диакона и протоиерея). Судя по их возрасту, кадр сделан в алтаре Троицкого собора году в 70-м. На тридцати (!) магнитофонных бобинах — службы в Троицком соборе с пением смешанного хора, иногда с участием хора студентов Духовной академии. Служат не только митрополит Никодим, но и тогдашний клир собора, различные приезжие архиереи и гости.

Протодиаконы Анания Кинах, Андрей Мазур, Петр Колосов, диакон Василий Трепалюк

Великолепны протодиаконы: Павел Климанкович, Анания Кинах, Богдан Сойко (еще не иерей!), Борис Глебов (тоже еще не иерей!), Петр Колосов, Алексий Довбуш и другие. Тогда они еще не все имели протодиаконский сан, но служили так, как приличествует величественному соборному богослужению — «с чувством, с толком, с расстановкой», своими роскошными басами (лишь отец Петр Колосов из тогдашних диаконов обладал высоким лирическим тенором) внося существенный, если не решающий вклад в благолепие службы.

Но, конечно, главная звезда диаконского чина многих последних десятилетий — протодиакон Андрей Мазур (с избранием Патриарха Алексия II в 1990 году — патриарший архидиакон). Он — почти в каждой записи, на первом плане. Если и преувеличением, то совсем небольшим, будет сказать, что отец Андрей — самый блистательный из русских протодиаконов всей второй половины ушедшего и первых десятилетий начавшегося столетий. Слушая записи 1950-х годов, сделанные еще при Патриархе Алексии I (Симанском), и сравнивая их с записями начала 2010-х годов, в патриаршество ныне здравствующего Святейшего Кирилла, удивляешься, как отцу Андрею удавалось сохранять одну и ту же потрясающую «спортивную» (протодиаконскую) форму на протяжении почти семи десятилетий!

Вся эта уже почившая блестящая протодиаконская когорта — не что иное, как плоды трудов заботливого садовника — митрополита Никодима, который уделял благолепию и красоте служб огромное внимание. Так, в частности, он, кажется, противостоял желанию отца Богдана Сойко стать священником и, покуда был жив, «держал» его в протодиаконах как обладателя роскошного баса (есть в том числе на одной из записей, когда он целиком служит диаконом всю Литургию, читает Евангелие). Отец Богдан был рукоположен сразу в протоиереи вскоре после кончины владыки Никодима сменившим его митрополитом Антонием.

Митрополит Никодим в Свято-Троицком соборе

О том, как любил богослужение и какое значение придавал буквально каждому его слову митрополит Никодим, свидетельствуют сохранившиеся записи голоса его самого: как неспешно, отчетливо и проникновенно он произносил слова молитв, сколько бы длинными они ни были. Например, одна из записей — чтение Великого канона Андрея Критского в четверг 1-й седмицы Великого поста. Пение хора — такое же неспешное и прочувствованное. Никто никуда не торопится, вникая в неповторимую важность момента!

Магнитофонные записи хранились в архиве супруги покойного отца Павла матушки Людмилы Александровны Герасимовой почти 60 лет, пока её дети через отца Александра Глебова не передали в информационный отдел Санкт-Петербургской епархии, и, наконец, будучи только что оцифрованы, предстали широкой публике ― в открытом доступе, в том числе на специально созданном сайте mn100.ru и связанном с ним ютуб-канале.

Качество звука по нынешним меркам очень часто оставляет желать лучшего, но при оцифровке было сделано всё максимально возможное. Надо этим поработал звукорежиссер Николай Радецкий. Руководствовались не принципом опубликовать более-менее приличное по качеству, а наоборот, подобно археологам, представить всеобщему вниманию всё, за исключением совсем негодного брака (таковыми оказались полторы-две бобины). Таким образом, обретенные записи представляют собой ценность со многих точек зрения.

3 июня 1968 года. Патриарх Иерусалимский Венедикт и митрополит Никодим в Свято-Троицком соборе.

Во-первых, это памятник церковно-исторический. Мы слышим голоса и даже проповеди, хотя бы в отрывках, видных церковных иерархов и известных пастырей и служителей более поздних и сравнительно недавних десятилетий, когда они еще только начинали свой церковный путь: будущих митрополитов, тогда еще архимандрита Ювеналия (Пояркова) и епископа Филарета (Вахромеева). На одной из записей — голос епископа, впоследствии Патриарха Антиохийского Игнатия, произносящего возгласы по-арабски. Имеется и несколько фрагментов из проповедей протоиерея Александра Козлова, авторитетного пастыря, ставшего особенно известным чуть позднее, в 1970-1980-е годы, когда он служил в Князь-Владимирском соборе. О диаконах уже сказано выше.

Во-вторых, это памятник музыкально-певческий. Слушая их, мы можем составить представление о музыкальных предпочтениях того времени, в чем-то изменившихся, а в чем-то оставшихся прежними до наших дней: например, насколько стойкой была в нашем городе традиция петь Литургию Чайковского, причем не только в одно из воскресений октября-ноября (в привязке ко дню кончины Петра Ильича), но и в другие дни года; или на какой напев духовенство пело статии на погребение Спасителя в Великую субботу — не так, как сейчас).

Чин Умовения ног в Великий четверг. Слева — митрополит Никодим. Справа — протоиерей Ливерий Воронов. В центре — протодиакон Богдан Сойко.

Наконец, в-третьих, это и памятник литургический. «Распни, распни Его… Царя ли вашего распну… Не имамы царя, токмо кесаря» — поет хор во время службы Двенадцати Евангелий перед третьим исполнением «Разбойника благоразумнаго». Или другой пример: духовенство в алтаре непременно пело кондак или Богородичен на «и ныне» на Литургии соответственно уставу, например, кондак предпразднства Сретения Господня, если 14 февраля приходилось на воскресенье. Или еще, для знатоков тонкостей устава: на одной из записей (как раз Литургии Чайковского, предположительно 28 ноября 1965 года) хорошо слышно, что Воздвиженская преступка или отступка касалась не только евангельского, но и апостольского чтений (в неделю 24-ю по Пятидесятнице оба чтения были 24-й недели), в чем, конечно, гораздо больше смысла, нежели в практике преступка/отступки только для Евангелия. Внимательный слушатель обнаружит много и других интересных деталей, уловит, что было характерно для певческой культуры и богослужебных обычаев в те уже далекие годы. Знаменательно, что находка обнаружилась в дни, когда начиналась работа над журналом, посвященным приснопамятному владыке Никодиму, так много радевшему обо всем, что являло и продолжает являть миру красоту православия.

Статья в формате ПДФ.

Обложки бобин с надписями о.Павла Герасимова: